Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области 

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 

"Преодоление"

Суббота, 05.07.2025, 05:11
Приветствую Вас, Гость

Уважаемые пользователи! Наш сайт переехал по адресу https://preodoleniecher.ru Вся новая и актуальная информация будет размещаться там. Будем рады видеть вас на новом сайте!

Предлагаем вам, уважаемые родители, комплексы для проведения с детьми утренних зарядок, физкультминуток, динамических пауз. Комплексы составлены в стихотворной форме, что способствует большей заинтересованности детей в выполнении двигательных действий. Единый сюжет и игровое действие способствуют эмоциональному самовыражению ребенка. Если ребенку предложить представить себя тонкой ромашкой, покачивающейся от свежего ласкового ветерка, ребенок постарается выполнить плавные, выразительные наклоны, чем, если бы он повторил эти движения по команде и показу.

Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнять движения более точно и правильно. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Отмечено, что при малоподвижности (гипокинезии) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии и снижению жизненного тонуса. Что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Комплексы упражнений вводятся в режим и проводятся ежедневно с учетом возраста и ведущего дефекта детей. На каждую возрастную категорию составлен комплекс без предметов и с предметами.

У детей с церебральным параличом двигательная активность снижена. Заболевание ДЦП представляет собой комплекс расстройств ЦНС и сопровождается нарушениями движений, речи и психического развития.

Основной целью для работы с детьми с ДЦП является расширение двигательной активности, что способствует общему укреплению организма, приобретению детьми двигательного опыта, расширению кругозора и развитию речевой и познавательной деятельности.

Игровой сюжет увлекает ребенка. Создавая мотив к выполнению двигательного действия. Дети забывают о своем недуге и принимая игровой образ, выполняют предложенный комплекс.

Задачи:

- расширение общей двигательной активности, тренировка возрастных двигательных навыков.

- снижение гипертонуса приводящих мышц сгибателей.

- укрепление ослабленных мышц.

- улучшение подвижности в суставах.

- координация порочных установок.

- стабилизация правильного положения тела.

Дети с органическим поражением коры головного мозга, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственном отставании дети способны к общению и развитию.

Педагогические средства, принципы и методы направлены на максимальное преодоление недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка.

Цель: - Активизация психических процессов (восприятия, внимания, памяти).

- Развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве.

- Улучшение координации движений.

- Формирование способности выполнять совместные действия с партнером.

Физкультминутки и динамические паузы проводятся на занятиях и между занятиями, как кратковременный отдых, который снимает застойные явления в организме. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища ( особенно спины) и легких мышц кистей.

Задачи:

- Снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности.

- Добиться положительного эффекта от использования физических упражнений.

- Возбудить у детей интерес к использованию физических упражнений.

- Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие.

Продолжительность физкультминутки 2-3 мин. В комплекс включают 3-4 упражнений каждое из которых повторяется 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным.

КОМПЛЕКС № 1

для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата

1 упр.

Вдох – набрали воздух в нос,

Выдохнули, как насос.

Исходное положение – сидя на стуле

Дыхательные упражнения.

Вдох – носом, выдох через рот

(8-10 раз)

2 упр.

Голову мы повернем

вправо, влево, вверх и вниз.

Примечай все, не ленись!

Ты глаза не опускай.

Все предметы узнавай.

Повороты головы

(8-10 раз)

3 упр.

Мы по очереди руки

Будем поднимать.

Равновесие при этом

Будем сохранять

Отвести в сторону правую руку,

повернуть голову посмотреть

вернуться в и.п. то же самое

левой рукой.

Поочередное поднимание

рук в стороны.

Обратить внимание на спины

4 упр.

Ножку мы поднимем

И топнем каблучком.

Спинку прямо держим

Не сидим «крючком».

Поочередное поднимание

согнутых ног вверх.

(8-10 раз каждой ногой)

Удерживание прямой спины

5 упр.

Выпрямили ножки

И держим высоко.

Носочек прямо смотрит,

Все делаем легко.

Поочередное поднимание

прямых ног вверх.(на 5-6 счетов)

II в. Мешочки с утяжелением

Удерживание прямой спины

6 упр.

Ручки в «ножницы» у нас

Разом превратились.

Все подряд стригут они,

Стоп – остановились!

Движения перед собой

вытянутыми руками-«ножницы»

(повтор стихотворения 2 раза)

7 упр.

Кулачки сожмем мы крепко

Побоксируем с тобой,

Отбивай удар сильнее,

Победа будет за тобой!

Движение «Бокс»

на уровне груди.

(повтор по тексту 2 раза)

8 упр.

Кулачки сожмем мы туго

Щечки наши разотрем,

Лобик мы погладим дружно,

И с ладошек все стряхнем!

Выполняем упражнение

в соответствии с текстом.

(повтор по тексту 2 раза)

9 упр.

Глазки делают зарядку,

Выполняют по порядку:

Одновременное зажмуривание

на 5-6 счетов,

Поочередное зажмуривание

на 5-6 счетов,

И.п. - глаза закрыты

Поворот вправо – влево,

Поворот вверх – вниз.

10 упр. - «День - ночь»

Ночь. Стемнело все вокруг.

Но не спит сова, наш друг.

Смотрит, смотрит в темноту

И кричит: «Угу- угу»

Закрыть глаза ладонью,

смотреть в темноту.

30 сек (до 1 мин)

Повторить 2-3 раза.

Упражнение на развитие ММР

«Баранки»

Купили мы баранки,

Сегодня спозаранку.

2 с тмином – папе.

2 с маком – маме,

Дедушке с горчицей

Бабушке – с корицей.

А нашей малышке

2 медовые пышки,

А для Сашеньки – дружка

Загибаем по очереди

пальчики, начиная

с большого.

КОМПЛЕКС № 2

для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата

(с мягкими мячиками)

1 упр.

На зарядку сели в круг,

Выпрямили спинки.

Не клонитесь на бочок

Ровненько сидите

Исходное положение – сидя на стуле

Проверка осанки.

2 упр.

Носик воздух наберет,

Надувается живот.

Ротик трубочкой у нас

Воздух выпустит сейчас.

Дыхательные упражнения

 

Диафрагмальное дыхание

(6 – 8 раз)

3 упр.

Повернем мы голову

Вправо, влево, вверх и вниз.

Спокойно поворачивай,

И не торопись!

Повороты головы

(6 – 8 раз)

4 упр.

Правая рука плечо левое погладит

1,2,3,4,5

Будем левой повторять.

Левая рука плечо правое погладит

1,2,3,4,5

Все сначала будем правой повторять.

Движения от плеча к кисти.

(4 – 6 раз) каждой рукой

5 упр.

Ушки наши мы найдем.

Пальчиками их потрем.

Ладошкой погладим,

И снова прямо сядем!
Массаж ушей (4 – 5 раз)

6 упр.

Пальчики – указки

В гости к нам пришли,

Лобик показали,

По бровкам провели,

С носиком играют - 1, 2, 3

Активизация респираторных

зон (3 – 4 раза)

 

Поочередно закрываем

ноздри, делаем вдох через одну ноздрю.

7 упр.

Ручки на коленочки

Ровненько кладем,

По команде дружно мы

Ладошки повернем.

Повторим так десять раз,

Чтоб ручки слушались нас!

Повороты кисти рук (10 раз)

Работа с мячами

8 упр. - «Силачи»

Правой ручкой начинаем

Мягкий шарик мы сжимать -

1, 2, 3, 4, 5.

Левой ручкой продолжаем

1, 2, 3, 4, 5.

Силовое напряжение

( до 6 счетов)

6 – 8 раз

9 упр. - «Посмотри»

В обе ручки мы берем

Шарики пушистые.

И покажем всем сейчас

Что умеет шарик наш.

Шарики в обеих руках,

Руки в стороны, вверх,

вниз с вращением кисти

10 упр. - «Догонялки»

Ручки с шариком у нас

Весело играют

Скачут – прыгают они

Будто догоняют

Перебрасывание мяча

из руки в руку

11 упр.

По кругу шарик пробежал

В руки каждому попал

Отдохнем немножко –

И обратно в путь дорожку.

Передача шариков

по кругу вправо, затем влево.

Дыхательные упражнения

12 упр.

Вдох – подняли шарик выше над собой

Выдох – опустили вниз вместе с головой.
4-6 раз

13 упр.

Шарик в кулачок сожмем

В бокс сейчас играть начнем!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы умеем в бокс играть!

Шарики в обеих руках

у груди, упражнение

«Бокс»

Обратить внимание

на ритм движения

и силу удара.

(10 раз)

14 упр.

Шарик между ножками

Коленями сжимаем

Сосчитаем до шести

Разрешим ему «идти»

Мы колени разведем

Шарик ручками возьмем.

Статическое напряжение

мышц бедра до 6 счетов => расслабление 6-8 раз.

Упражнения для мелкой моторики (без предмета)

15 упр. - «Ворота»

Открывай скорей ворота

Приглашай своих гостей

Всем увидеться охота

Вместе будет веселей!

Отведение кисти

- одновременно

- попеременно

4 раза

16 упр. - «Арбуз»

Он большой как мяч футбольный

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус

А зовут его – арбуз!

Кисти в кулаке

Запястия прижаты.

Развести руки

Разжать пальцы 3-4 раза