Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области 

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 

"Преодоление"

Воскресенье, 06.07.2025, 09:53
Приветствую Вас, Гость

Уважаемые пользователи! Наш сайт переехал по адресу https://preodoleniecher.ru Вся новая и актуальная информация будет размещаться там. Будем рады видеть вас на новом сайте!

Предлагаем вам, уважаемые родители, комплексы для проведения с детьми утренних зарядок, физкультминуток, динамических пауз. Комплексы составлены в стихотворной форме, что способствует большей заинтересованности детей в выполнении двигательных действий. Единый сюжет и игровое действие способствуют эмоциональному самовыражению ребенка. Если ребенку предложить представить себя тонкой ромашкой, покачивающейся от свежего ласкового ветерка, ребенок постарается выполнить плавные, выразительные наклоны, чем, если бы он повторил эти движения по команде и показу.

Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнять движения более точно и правильно. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Отмечено, что при малоподвижности (гипокинезии) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии и снижению жизненного тонуса. Что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Комплексы упражнений вводятся в режим и проводятся ежедневно с учетом возраста и ведущего дефекта детей. На каждую возрастную категорию составлен комплекс без предметов и с предметами.

У детей с церебральным параличом двигательная активность снижена. Заболевание ДЦП представляет собой комплекс расстройств ЦНС и сопровождается нарушениями движений, речи и психического развития.

Основной целью для работы с детьми с ДЦП является расширение двигательной активности, что способствует общему укреплению организма, приобретению детьми двигательного опыта, расширению кругозора и развитию речевой и познавательной деятельности.

Игровой сюжет увлекает ребенка. Создавая мотив к выполнению двигательного действия. Дети забывают о своем недуге и принимая игровой образ, выполняют предложенный комплекс.

Задачи:

- расширение общей двигательной активности, тренировка возрастных двигательных навыков.

- снижение гипертонуса приводящих мышц сгибателей.

- укрепление ослабленных мышц.

- улучшение подвижности в суставах.

- координация порочных установок.

- стабилизация правильного положения тела.

Дети с органическим поражением коры головного мозга, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственном отставании дети способны к общению и развитию.

Педагогические средства, принципы и методы направлены на максимальное преодоление недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка.

Цель: - Активизация психических процессов (восприятия, внимания, памяти).

- Развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве.

- Улучшение координации движений.

- Формирование способности выполнять совместные действия с партнером.

Физкультминутки и динамические паузы проводятся на занятиях и между занятиями, как кратковременный отдых, который снимает застойные явления в организме. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища ( особенно спины) и легких мышц кистей.

Задачи:

- Снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности.

- Добиться положительного эффекта от использования физических упражнений.

- Возбудить у детей интерес к использованию физических упражнений.

- Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие.

Продолжительность физкультминутки 2-3 мин. В комплекс включают 3-4 упражнений каждое из которых повторяется 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным.

КОМПЛЕКС № 2

для детей школьного возраста

1 упр.

На зарядку становись

Улыбнись и не ленись

Сделаем зарядку

Будет всё в порядке!
Построение

2 упр.

Встанем прямо

Друг за другом

И пройдём мы все по кругу

Ходьба по кругу в прямом

и обратном направлении

3 упр.

Будем спинку мы держать

Прямо и свободно

Руки, ножки поднимать

И друг другу не мешать
Ходьба с высоким подниманием ног.

4 упр.

Все остановились

Славно потрудились

Сделаем глубокий вдох –

И набрали воздух в нос.

Плечи мы не поднимаем

Выдохнули через рот

И втянули свой живот.

Будем глубоко дышать

И здоровье укреплять.
Вдох через нос, выдох через рот

5 упр.

С кубиками сделаем

Сегодня мы зарядку

Выполнять движенья будем

Строго по порядку!

Взяли кубики в руки

5а упр.

Кубиками стукнем

Мы над головой

А потом попробуем

Так же за спиной.

Соединить руки с кубиками

над головой, опустить

руки вниз, соединить

руки с кубиками за спиной

6 упр.

Кубик в правой (левой) мы руке

В сторону отводим.

Смотрим вправо (влево) и глаза

Мы с него не сводим!

Поворот головы вправо,

рука на уровне плеча

с кубиком отведена

вправо, то же

с левой стороны.

7 упр.

Сделаем наклон вперед

И стукнем за коленком.

Ножки пряменько стоят

От удара не дрожат!

Наклон вперед

Кубики в обеих руках,

удар за коленками.

Вернулись

в исходное положение

8 упр.

Мы присядем дружно

Коленочки согнем.

Кубики у ног оставим

А потом возьмем.
Приседание

9 упр.

Кубики «стеной» поставим

И ее перешагнем

Шаг вперед

Назад второй

Выполняем мы с тобой!

Шаговые движения вперед - назад

10 упр.

Перепрыгнем кубики

Раз, и два, и три

Ножки стали крепкими

И красивыми!
Перепрыгивание через кубики

11 упр.

Кубик в руку мы возьмем

Положим на ладошку

Вторую руку развернем

И подождем немножко.

Движенья снова повторяем

Ручки наши развиваем.
Перекладывание кубиков из руки в руку.

КОМПЛЕКС № 3

упражнения для детей школьного возраста

Шагом марш, ребятки

Встанем на зарядку.

Ровный сделаем кружок

Встанем по порядку!

Мы сейчас пойдем по кругу,

Повернемся друг за другом,

Ноги будем поднимать,

Спинку ровненько держать!

Построение в круг

 

 

 

Ходьба по кругу

в прямом и

обратном направлении.

1 упр. - «Насос»

Упражнение «насос»

Выполняем дружно.

Вдох и выдох делать нам

По порядку нужно.

Вдох – подняли руки вверх,

И набрали воздух.

Выдох – вышел воздух весь,

Опустили руки.

И.п. основная стойка.

Поднять руки через стороны вверх - сделать глубокий вдох.

Опустить руки вниз – сделать полный выдох (8 – 10 раз).

2 упр.  «Неваляшки»

Руки сделали к плечам

Куклы неваляшки

Показали свой наряд.

Кач – кач – кач – кач,

Динь – дилинь и дили – дон,

Получился славный звон.

И.п. основная стойка.

Повороты туловища, наклоны головы.

Покачивания из стороны в сторону

(2 -3 раза).

3 упр. - «Дровосек»

За дровами мы пришли

Топоры все принесли.

Крепко держим мы топор,

Поднимаем выше …..

Ударяем сильно так,

Только щепки летят

И.п. основная стойка.

Ноги на ширине плеч.

Руки – в замке.

Махи руками(8 – 10 раз)

4 упр. - «Пружинки»

Мы пружинки не простые

Мы пружинки заводные.

Мы присядем столько раз

Сколько скажете сейчас.

Приседания (6 – 8 раз), (8 – 10 раз)

5 упр. - «Дорожки»

По волшебной, по дорожке

Быстро ножками бежим

Колени выше поднимаем

И по полу не стучим.

Пробежали мы минутку,

Передышку сделаем

Вдох и выход по порядку

Мы спокойно сделаем!

Бег на месте

 

 

 

Повторяем бег после дыхания.

6 упр. - «Часики»

Мах ногой вперед-назад

Словно часики стучат

Тик-так-тик-так

Выполняем точно так.

И. п. основная стойка

 

Махи ногами вперед-назад.

Каждой ногой на 4-6 счета по 3 раза

Руки на поясе.

7 упр.

Мы попрыгаем немножко

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы легко скакать

Ножки наши упражнять
Прыжки на обеих ногах 10 раз, по состоянию повторить.

8 упр.

Друг за другом мы пойдем

Вдох и выдох сделаем

Раз-два, три-четыре, пять-шесть

Можно отдохнуть присесть.

Ходьба друг за другом.

Дыхательное упражнение

с подъемом рук над головой.

Если день начать с зарядки,

Значит, будет все в порядке!