Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области 

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 

"Преодоление"

Суббота, 05.07.2025, 03:21
Приветствую Вас, Гость

Уважаемые пользователи! Наш сайт переехал по адресу https://preodoleniecher.ru Вся новая и актуальная информация будет размещаться там. Будем рады видеть вас на новом сайте!

Предлагаем вам, уважаемые родители, комплексы для проведения с детьми утренних зарядок, физкультминуток, динамических пауз. Комплексы составлены в стихотворной форме, что способствует большей заинтересованности детей в выполнении двигательных действий. Единый сюжет и игровое действие способствуют эмоциональному самовыражению ребенка. Если ребенку предложить представить себя тонкой ромашкой, покачивающейся от свежего ласкового ветерка, ребенок постарается выполнить плавные, выразительные наклоны, чем, если бы он повторил эти движения по команде и показу.

Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнять движения более точно и правильно. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Отмечено, что при малоподвижности (гипокинезии) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии и снижению жизненного тонуса. Что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Комплексы упражнений вводятся в режим и проводятся ежедневно с учетом возраста и ведущего дефекта детей. На каждую возрастную категорию составлен комплекс без предметов и с предметами.

У детей с церебральным параличом двигательная активность снижена. Заболевание ДЦП представляет собой комплекс расстройств ЦНС и сопровождается нарушениями движений, речи и психического развития.

Основной целью для работы с детьми с ДЦП является расширение двигательной активности, что способствует общему укреплению организма, приобретению детьми двигательного опыта, расширению кругозора и развитию речевой и познавательной деятельности.

Игровой сюжет увлекает ребенка. Создавая мотив к выполнению двигательного действия. Дети забывают о своем недуге и принимая игровой образ, выполняют предложенный комплекс.

Задачи:

- расширение общей двигательной активности, тренировка возрастных двигательных навыков.

- снижение гипертонуса приводящих мышц сгибателей.

- укрепление ослабленных мышц.

- улучшение подвижности в суставах.

- координация порочных установок.

- стабилизация правильного положения тела.

Дети с органическим поражением коры головного мозга, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственном отставании дети способны к общению и развитию.

Педагогические средства, принципы и методы направлены на максимальное преодоление недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка.

Цель: - Активизация психических процессов (восприятия, внимания, памяти).

- Развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве.

- Улучшение координации движений.

- Формирование способности выполнять совместные действия с партнером.

Физкультминутки и динамические паузы проводятся на занятиях и между занятиями, как кратковременный отдых, который снимает застойные явления в организме. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища ( особенно спины) и легких мышц кистей.

Задачи:

- Снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности.

- Добиться положительного эффекта от использования физических упражнений.

- Возбудить у детей интерес к использованию физических упражнений.

- Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие.

Продолжительность физкультминутки 2-3 мин. В комплекс включают 3-4 упражнений каждое из которых повторяется 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным.

КОМПЛЕКС № 1 (для малышей)

1 упр. - «Ели, ёлки, ёлочки»

Мы по лесу идем

Видим ели, ёлки, ёлочки.

Много веточек у них,

Больше всех иголочек.

 

Ходьба с постепенным подниманием рук.

Руки – в стороны,

Развести пальчики.

(повтор 2-3 раза)

2 упр. - «Мишка косолапый»

Мишка косолапый

В том лесу живет,

Неуклюже ходит

И громко так ревет.

Ходьба на пятках, носках,

внутренней и внешней стороне стопы

(повтор 4-6 раз)

3 упр. - «Ветерок»

Через нос вдохнем разок,

Разик – выдох – ветерок.

Подуем мы на тучу.

Погода будет лучше!

Дыхательные упражнения

(диафрагма) (8-10 раз)

4 упр. - «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – ведрышко,

Доброе, красивое, круглое, игривое.

Нарисуем мы тебя,

Будет рада детвора

Круговые вращения прямыми руками вперед и назад (6-8 раз)

5 упр. - «Зайка»

Зайка скачет по лужайке.

Прыг да скок, прыг да скок!

Нас увидел, и с полянки

Прыг в кусток!

Прыжки на месте с переходом в присед (Повтор с текстом 2-3раза)

6 упр. - «Самолет»

Самолет летит,

Самолет гудит

У –У – У – У

- Я лечу в Москву!

I в. Сидя на стуле. Руки в стороны.

Поднять одну ногу (две ноги)

II в. Медленный бег со сменой направлений по группе

(повтор 3-4раза)

7 упр. - «Скок – скок - скок»

По дорожке скачут ножки,

Скок – скок – скок – скок.

То на правой, то на левой,

Скок – скок – скок – скок.

Проскакал я сколько смог.

Прыжки с продвижением

(повтор с текстом 1-2раза)

Упражнение на развитие ММР

8 упр. «Пальчик – братик»

Пальчик – братик, где ты был…
Загибаем по очереди пальчики, начиная с большого.

КОМПЛЕКС № 2

для малышей (с предметами, с платками или ленточками)

1 упр.

В руки ленточки возьмём

С ними в круг сейчас пойдём.

Будем лентами махать

И зарядку выполнять

Ходьба,

построение в круг.

2 упр. - «Салютик»

Ручки мы поднимем вверх

Сделаем «салютик».

Разлетятся «огоньки»

И потухнут у земли.

Махи лентами над головой

Руки через стороны вниз

Переход в присед (6-8 раз)

3 упр. - «Ветерок»

Ветер сильный налетел

Нашу ленточку задел.

Вправо, влево и вперед

Раздувает, но не рвет.

Диафрагменное дыхание

(6-8 раз)

Дуем на ленточки

4 упр. - «Улетели ленточки»

Ветер ленту захватил

За собою утащил.

Повернул и раз, и два

И вернул всех на места.

Бег с ленточками по кругу в прямом и обратном направлении

с поворотом (4-6раз)

5 упр. - «Как море»

Ленточки на море

Похожи, стать хотят

И большие волны

Красиво поднимать!

Махи руками ( 6-8раз)

6 упр. - «Волны»

Волны вдруг поднялись

И побежали в миг

До берега домчались

И на песочек прыг

Бег с ленточками в руках, остановка и прыжок. (4-6раз)

7 упр. - «Покажи ленточки»

С ленточками сделали

Дружно мы зарядку

Выполняли все движенья по порядку!

Все старались, все трудились

Мы с зарядкой подружились!

Будем завтра мы опять

Все движенья повторять!
Показать ленточки, разложить перед собой.

Упражнение на развитие ММР

8 упр.

Пальчики попросим

Ленточки свернуть

Пусть лежит в коробочке

Ей надо отдохнуть!
Свернуть ленточки

КОМПЛЕКС № 1

для детей школьного возраста

На зарядку встали дружно

Сделать нам зарядку нужно,

Чтобы быть здоровым, сильным,

Ловким, смелым и красивым!

Дружно встанем мы в кружок.

Переглянемся разок.

Ровно мы поставим ножки,

И потянемся немножко!

Все готовы мы к зарядке.

Начинаем по порядку!

Построение.

 

 

Построение в круг.

Посмотреть на соседа справа, слева.

Ноги на ширине плеч.

Руки через стороны вверх - вдох,

Опустить – выдох (8 -10 раз)

1 упр.

Плечи дружно поднимаем

И спокойно опускаем.

Вдох – и плечи поднялись

Выдох – опустились вниз

Стоя в кругу,

одновременно поднимаем

и опускаем плечи.

 

(4 – 6 раз)

2 упр.

В «догонялки» плечики

Скачут как кузнечики.

Раз-два, три-четыре

Будут наши плечи шире!

Поочередно поднимаем

плечи (10 – 12 раз)

3 упр.

Руки в стороны и вверх

Выше поднимаем.

Сделав ровненький кружок,

Вниз их опускаем

Поднять руки вверх,

сделать круговые движения

(6-8 раз)

4 упр.

Мы немного отдохнем

В лес сейчас гулять идем.

Повернулись друг за другом,

Змейкой дружно мы пойдем.

Между деревом и пнем,

Все преграды обойдем,

На свои места придем.

Ходьба «Змейкой»

(повтор с текстом 2-3 раза)

5 упр.

Травку мы в лесу видали,

Вот такая низкая.

А деревья там стояли,

Высокие, ветвистые!

Присесть,

Встать на носки,

Потянуться

(6 – 8 раз)

6 упр.

На пути лежит бревно,

Мы перешагнем его.

Ножки выше поднимаем,

Через «бревнышки» шагаем!
Ходьба на месте с высоким подниманием колен

7 упр.

Только в лес мы все зашли

- Появились комары!

Хлопаем в ладоши мы -

Отлетают комары.
Хлопки в ладоши над головой, перед собой, за спиной (10-12 раз)

8 упр.

На тропинку – прыг! – лягушка,

- Ты куда спешишь, квакушка?

С кочки - прыг! На кочку - прыг!

В воду - плюх! Ногами - дрыг!
Прыжки на месте (6 – 10 раз)

9 упр.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

Ходьба на месте,

Наклон вперед
Упражнение для ММР

10 упр. - «Дятел»

Дятел клювом дуб стучал,

Под корой жуков искал.

Раз, два, три, четыре, пять

Не устанет повторять.
Постукивание пальцами одной руки по ладони другой

11 упр. - «Пальчик – братик»

Пальчик – братик, где ты был…
Загибаем по очереди пальчики, начиная с большого.
Дыхательные упражнения

12упр.

Дружно сделали зарядку,

Сосчитаем по порядку: 1,2,3,4,5

Завтра будем повторять!

Поднимаем руки через стороны вверх

Вдох – руки вверх,

Выдох – руки вниз (8-10 раз)