Когда у ребёнка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? В ранний период ребенок сам не испытывает потребности рисовать. Большей частью первые рисунки возникают потому, что взрослый даёт ребёнку лист бумаги и карандаш. Лишь постепенно, ближе к двум годам, ребёнок начинает заниматься рисованием по своей инициативе.
В раннем возрасте очень важно развивать у малыша мелкую моторику рук и сенсорные эталоны. Это является начальным этапом в развитии изобразительной деятельности.
Значение развития умений в раннем возрасте:
1. совершенствуется восприятие;
2. устанавливается четкая координация между движением рук и зрения;
3. развивается мелкая мускулатура кисти рук;
4. действие с предметами приводит к развитию наглядно-действенному мышлению.
Рассмотрим конкретные умения доизобразительной деятельности, которые проявляются у детей в раннем возрасте:
0-3 месяца:
- эмоционально-положительная реакция: улыбка при виде взрослого и игрушки;
- показ яркой красочной игрушки, медленно передвигая её перед глазами малыша и добиваться, чтобы он следил взглядом за движением предмета.
3 – 6 месяцев:
- подбор игрушек разных цветов и оттенков, различной формы и по-разному звучащие;
- учить удерживать предметы;
- обучение действиям с предметами.
6 – 9 месяцев:
- целенаправленные действия с предметами.
9 – 12 месяцев:
- обучение ориентировки в пространстве: игрушки расставлять в разных местах комнаты;
- первые занятия по картинкам носят характер игры. Их цель – вызвать у детей интерес к нарисованному;
- действие с предметами: проделать по подражанию предметно-соотносимое действие (положить шарики в коробочку, в баночку).
Этапы обучения детей действиям с предметами к 1 году:
- Новое действие взрослый называет и выполняет вместе с ребенком, его рукой.
- Действие на глазах у ребенка, словесно побуждая его делать то же.
- К концу первого года жизни ребенок может уже выполнять различные действия только по словесному указанию, без наглядного образца.
1 – 2 года:
Основные сенсорные задачи:
- Воспитывать умение различать контрастные размеры (большой-маленький), контрастные цвета (красный-синий), заметно различающиеся формы (куб-шар).
- Только затем знакомство с менее контрастными признаками (большой-СРЕДНИЙ-маленький)
- Добавляется постепенно третий и затем четвертый цвет, а так же добавляется ещё одна форма – призма (крыша)
- Учить узнавать предметы в ближайшем окружении и на картинке.
- Развивать интерес к растениям и животным.
- Дать первичные представления о деревьях, траве, цветах. Обращать внимание на их красоту.
- Знакомить с внешним видом овощей, фруктов. Учить находить их в натуральном виде и на картинках по указанию взрослого.
- Научить детей узнавать и показывать живых, игрушечных, нарисованных животных.